ГРИГОРОВИЧ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Москва

Народный артист СССР, профессор, балетмейстер ГАБТ

Юрий Григорович родился 2 января 1927 году в Ленинграде. В 1946 году окончил Ленинградское хореографическое училище, где занимался под руководством педагогов Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Затем был принят в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, солистом которой оставался до 1961 года. Сочинять танцы начал еще в юношеском возрасте в балетной студии знаменитого ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького.

Первые же его постановки в театре имени Кирова — «Каменный цветок» (1957) и «Легенда о любви» (1961) имели оглушительный успех.

В жизни Юрия Григоровича они сыграли решающую роль: во-первых, он обрел соратника-соавтора в лице выдающегося театрального художника Симона Вирсаладзе; во-вторых, вошел в историю балета, как гениальный хореограф, создавший целый ряд спектаклей-шедевров, вошедших в Золотой фонд хореографического искусства; в-третьих, началось его стремительное восхождение по карьерной лестнице. С 1961 по 64-й гг — балетмейстер в театре имени Кирова. А в 1964-м становится главным балетмейстером Большого театра. Временно его покидает в 1995 году и вновь возвращается в театр в 2008 году. За время работы в Большом театре СССР (позднее России) Ю. Григорович явил миру целую плеяду выдающихся исполнителей, ставших украшением мирового балета: М. Плисецкая, Н. Бессмертнова, Е. Максимова, Л. Семеняка, Н. Павлова, Н. Архипова, Н. Семизорова, М. Лавровский, В. Васильев, Ю. Владимиров, М. Лиепа, В. Гордеев, А. Годунов, И. Мухамедов, Н. Цискаридзе и это далеко не полный перечень блестящих танцовщиков.

В 1996 году стал основателем театра балета в Краснодаре (ныне балетная труппа «Григорович-балет» Краснодарского Музыкального театра ТО «Премьера») и по настоящее время является её Художественным руководителем.

Юрий Григорович перенес на сцену Большого театра (в новых редакциях) свои балеты: «Каменный цветок» С. Прокофьева (1959); «Легенда о любви» А. Меликова (1965); «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1979).

Уже в Большом театре он поставил оригинальные спектакли — «Щелкунчик» П. Чайковского (1966); «Спартак» А. Хачатуряна (1968); «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева (1975); «Ангара» А. Эшпая; «Золотой век» Д. Шостаковича (1982), а также создал свои редакции балетной классики — «Спящая красавица» П. Чайковского (1963, 1973); «Лебединое озеро» П. Чайковского (1969, 2001); «Раймонда» А. Глазунова (1984, 2003); «Жизель» А. Адана (1987); «Баядерка» Л. Минкуса (1991); «Корсар» А. Адана (1994); «Дон Кихот» Л. Минкуса (1994).

В 1974-88 гг. был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской государственной консерватории имени Н. А.Римского-Корсакова. С 1988 г. заведует кафедрой хореографии в Московской государственной академии хореографии. Является членом Венского музыкального общества и Украинской Академии танца. В 1975-85 гг. был президентом основанного им же Комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО.

С 1989 г. — президент Ассоциации деятелей хореографии.

В 1990 г. стал президентом фонда «Русский балет».

С 1992 г. — президент программы «Benоis de la danse» (под патронатом ЮНЕСКО), от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждающей приз «Benоis de la danse» за выдающиеся достижения в искусстве балета.

С 1973 года является бессменным председателем жюри Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве, а также председателем жюри ещё многих международных конкурсов в мире — Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве и Донецке, Международного юношеского конкурса классического танца «Фуэте Артека», Международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира» в Сочи, неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии, Южной Корее, Китае, Австрии, Турции, Италии.

В 2006 году избран Президентом Международной Федерации балетных конкурсов.

Юрий Григорович неоднократно переносил свои и классические балеты на сцены других театров страны и мира.

Юрий Григорович в каждой новой постановке, переносе своего ли спектакля, или спектакля балетной классики никогда не повторяется, а находит новые творческие подходы и приёмы в реализации своих художественных замыслов хореографа, режиссёра-постановщика, либреттиста и в каждом спектакле, поставленным прославленным хореографом отчётливо видна рука великого Мастера искусства балета. В кино экранизированы его балеты «Спартак» (1976) и «Иван Грозный» (под названием «Грозный век», 1977).

Творчеству Юрия Григоровича посвящены фильмы «Балетмейстер Юрий Григорович» (1970), «Жизнь в танце» (1978), «Балет от первого лица» (1986) и др.

ЩЕРБАКОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

Москва

Народная артистка России, Директор и Художественный руководитель ГААНТ им. И. Моисеева

Окончила Московское академическое хореографическое училище при Большом театре. В 1969 году была принята в Государственный академический ансамбль народного танца СССР на должность артистки балета. Благодаря великолепным природным и актерским данным, Елена Щербакова быстро завоевала положение солистки ансамбля. Её исполнительскую культуру всегда отличал профессионализм, яркий артистизм, которые проявились в лучших произведениях Игоря Моисеева: в «Танце казанских татар», молдавской сюите «Жок», «Арагонской хоте», «Сицилийской тарантелле» и других. С приходом в ансамбль Елены Щербаковой, И. А. Моисеев смог возобновить давно не шедшие на сцене два танца: «Татарочка-черноморочка» и молдавский шуточный танец «Табакэряска». Эти произведения и сегодня украшают репертуар ансамбля уже благодаря работе Е. А. Щербаковой как репетитора.

По окончании своей творческой деятельности, как солистки балета ансамбля, в 1992 году, Елена Щербакова была приглашена Игорем Моисеевым в Школу-студию при ансамбле, где начала свою педагогическую деятельность. С 1994 года, по рекомендации Игоря Моисеева, Елена Щербакова стала директором ГААНТ имени Игоря Моисеева; С 2011 года — Художественным руководителем и директором ансамбля.

Елена Щербакова с отличием окончила педагогический факультет Российской Академии Театрального Искусства, и сегодня успешно совмещает должности Художественного руководителя, директора, педагога-репетитора.

Главная задача Государственного академического ансамбля народного танца им. И. Моисеева — укрепление культурных связей между народами. Елена Щербакова продолжает дело своего учителя: бережно сохраняет традиции, заложенные Мастером, исполнительский стиль школы и методики; воспитывает молодое поколение артистов, а также педагогов-репетиторов для продолжения и дальнейшего развития ансамбля.

Елена Щербакова — народная артистка Республики Северная Осетия-Алания, народная артистка Кабардино-Балкарской Республики, заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия, кавалер ордена Дружбы, кавалер ордена Почета, кавалер ордена За заслуги перед Отечеством IV степени, лауреат Премии Правительства Российской Федерации, лауреат Приза журнала «Балет» — «Душа танца» в номинации «Мэтр танца».

УРАЛЬСКИЙ КОНСТАНТИН СЕМЁНОВИЧ

Астрахань

Художественный руководитель балета и главный балетмейстер Астраханского театра оперы и балета лауреат премии Правительств РФ

Окончил Московское академическое хореографическое училище, балетмейстерский факультет РАТИ-ГИТИСа (курс профессора О. Г. Тарасовой). Карьеру танцовщика начал в Большом театре России.

Совершенствовался в искусстве современного танца в Германии и США. В 1991-1997 гг. по приглашению американской стороны руководил «Балетом Айова» (США). В должности художественного руководителя добился высоких творческих результатов труппы: восстановил классические балеты и создал более 15 новых постановок, получивших положительные отзывы критики.

В 1998 году открыл в Нью-Йорке свою балетную школу. В тоже время стал художественным руководителем труппы «Камерный балет Нью-Йорк», продолжая активно работать как хореограф. Параллельно осуществлял постановки спектаклей в странах Европы.

С апреля 2008 года был назначен Художественным руководителем балета Челябинского академического театра оперы и балета им. Глинки. В 2008 году присуждена государственная премия Правительства России за достижения в области культуры за постановку балета «El Mundo de Гойя».

С сентября 2011 года — художественный руководитель балета и главный балетмейстер Астраханского государственного театра оперы и балета.

Среди постановок: в США: «Птицы», «My Reverie», «Кармен-сюита», «More Than Two to Tango», «Макбет», «Размышляя о Петрушке», «Музыка Альбинони», «Доктор Живаго», «Лунный Свет», «Silent Night», «Странники в пути», «Белоснежка и семь гномов», «Щелкунчик», «Rachmaninov second» и др. В России: «Вальс белых орхидей», «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, балет «El Mundo de Гойя», «Чехов. Отражения», «Жар-Птица», «Второй фортепианный концерт Рахманинова», «Щелкунчик», «Дон Кихот» Л. Минкуса и др.

Константин Уральский осуществил постановки спектаклей «Маленькая ночная серенада», «Второй фортепианный концерт Рахманинова» (Украина), «Доктор Живаго» (Болгария), «Лики русских сезонов» (Национальная академия танца в Риме), «More Than Two to Tango» (Национальный театр Республики Косово), «Ритмы солнца» (Боливия), «Carmina Burana» на музыку Карла Орфа. Продолжает ставить спектакли в разных странах мира, работая одинаково успешно как с классическим материалом, так и с современными произведениями.

ПЕТРОВ АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ

Москва

Народный артист России, Художественный руководитель — главный балетмейстер театра «Кремлёвский балет»

Окончил в 1965 году Московское академическое хореографическое училище, класс Г. Евдокимова. Андрей Петров более двух десятилетий выступал на сцене Государственного академического Большого театра СССР, где исполнил свыше пятидесяти сольных партий репертуара театра. Окончив в 1977 году Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского, Петров начал работать и как балетмейстер, стажируясь у Ю. Н. Григоровича; осуществляет постановки балетов и танцев в операх на сцене Большого театра.

Для театра «Кремлёвский балет» (основан А. Петровым в 1990 году), балетмейстер поставил семнадцать спектаклей. Среди них — редакции и постановки произведений классического наследия, а также оригинальные авторские балеты, среди которых: «Руслан и Людмила» на музыку М. Глинки-В. Агафонникова (1992), «Щелкунчик» (1993), «Лебединое озеро» (1997) и «Спящая красавица» (2005) П. Чайковского, «Наполеон Бонапарт» Т. Хренникова (1995), «Зевс» Д. Араписа (1996), «Невский проспект» на музыку Д. Шостаковича и А. Шнитке (1997), «Том Сойер» П. Овсянникова (1998), «Фантастическая симфония» на музыку Г. Берлиоза (2000), «Коппелия» (2001) Л. Делиба, «Жизель» (2003) А. Адана, «Катя и Принц Сиама» П. Овсянникова (2003), «Эсмеральда» (2006) Ц. Пуни, Р. Дриго, «Фигаро» на музыку Дж. Россини и В. А. Моцарта (2008), «Снегурочка» на музыку П. И. Чайковского (2009), «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова (2010), «Волшебная флейта» на музыку В. А. Моцарта (2014).

Работы А. Б. Петрова-балетмейстера — это содержательная литературная первооснова, талантливая музыкальная драматургия, зрелость хореографической мысли и режиссуры, новаторские пластические и сценографические решения.

А. Б. Петров награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Орденом Почёта, Орденом Дружбы, Почётными грамотами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Орденом «Святого Благоверного князя Даниила Московского» Русской Православной Церкви, венгерской медалью «За заслуги в культуре».

А. Б. Петров Секретарь Союза театральных деятелей России, Председатель комиссии по хореографии СТД России, член творческого Совета журнала «Балет», профессор кафедры хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии, лауреат Премии Москвы «За сохранение и развитие классической хореографии» и премии журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Рыцарь танца».

Член жюри многих престижных балетных конкурсов и фестивалей.

ЛЕОНОВА МАРИНА КОНСТАНТИНОВНА

Москва

Народная артистка России, профессор, ректор Московской государственной академии хореографии

Родилась 18 февраля 1949 года в Москве. Окончила Московское академическое хореографическое училище (1968) и Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского.

В 1969-1989 гг. — солистка Большого театра СССР. Исполняла ведущие партии в балетах классического и современного репертуара: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизель», «Шопениана», «Легенда о любви», «Каменный цветок», «Спартак», «Гаянэ» и др.

Как педагог выпустила более 100 учениц, многие из которых являются прима-балеринами ведущих театров России и зарубежных балетных трупп. Среди воспитанниц М. Леоновой известные балерины — Наталия Осипова, Светлана Лунькина, Ксения Рыжкова и др.

Награды за педагогическое мастерство: Премия «Душа танца» (2011), Диплом «Лучшему педагогу» IV Международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира» (2012), Специальный диплом «За педагогическую подготовку конкурсанта» I Всероссийского конкурса молодых исполнителей «Русский балет» (2013), Золотая медаль Натальи Ильиничны Сац за выдающийся творческий вклад в развитие искусства (2013), и др.

Ведет научную деятельность. Защитила диссертацию «Роль Московской балетной школы в творческой жизни Большого театра (1945-1970)», кандидат искусствоведения (2009). Автор более 100 научных трудов.

Почетный академик Российской академии художеств, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, член Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации, член Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России, сопредседатель Координационного совета по хореографическому образованию при Министерстве культуры Российской Федерации, член экспертного совета Образовательного центра «Сириус». Награждена Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Орденом Почета.

Лауреат премии Правительства РФ.

ВЛАДИМИР КИРИЛЛОВ

Москва

Народный артист России

Главный балетмейстер театра им. Н. И. Сац

В 1973 году окончил Московскую государственную академию хореографии, класс Леонида Жданова. В 70-90-е годы — Владимир Кириллов — премьер балетной труппы академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. За свою творческую биографию работал с такими мастерами хореографии, как О. Виноградов, В. Васильев, М. Плисецкая, М. Лавровский, Б. Эйфман, Д. Брянцев и другие.

Мастерством артиста восхищались во всем мире в балетах «Лебединое озеро», «Дон-Кихот», «Жизель», «Корсар», «Спящая красавица» и других.

Уникальный танцовщик широчайшего творческого диапазона. Начав свою карьеру как «принц» классического балетного репертуара, впоследствии он перешел на характерные партии, покоряя зрителей не только высочайшим мастерством искусства классического танца, но и непревзойденным классом актерской игры.

С 2002 года — Художественный руководитель балетной труппы Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н. И. Сац. За последние годы балетная труппа под его руководством осуществила постановку таких балетов, как «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Снегурочка» В. Подгорецкого, «Чипполино» К. Хачатуряна, «Золушка» С. Прокофьева.

Лауреат международных конкурсов в Москве и Варне.

В настоящий момент является также директором хореографической школы Московского государственного детского академического театра им. Н. И. Сац.

КАЗАКБАЕВ ФИЛЮЗ ХАСАНОВИЧ

Уфа

Народный артист Республики Башкортостан, директор ГААНТ им. Ф. Гаскарова

Родился в 1971 году в с. Н. Бикберда Зианчуринского района Республики Башкортостан. В 1990 году окончил Башкирское хореографическое училище им. Р. Нуриева; в 2010-м — Челябинскую государственную академию культуры и искусств. С 1992 г. по 2011 г. — артист ГААНТ им. Ф. Гаскарова; с 2013 года — директор.

За время работы Ф. Х. Казакбаева в ансамбле появились новые интересные творческие проекты; ГААНТ им. Ф. Гаскарова востребован на многих правительственных мероприятиях Республики Башкортостан и мероприятиях международного значения России и Башкортостана.

Важное место в деятельности коллектива занимает пропаганда башкирского хореографического наследия в Республике и за ее пределами. В 2013 году в штаб-квартире ЮНЕСКО ансамблю вручены золотая медаль ЮНЕСКО «Пять континентов», диплом «Посол мира» за постоянное участие в международных культурных мероприятиях с программой «Танцы народов мира». Концертная программа «Наследие Гаскарова — достояние Республики» удостоена Гранта Президента Республики Башкортостан.

Ансамбль принимал участие в Культурной Программе XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи; в 2016-м — во Всемирной фольклориаде в Мексике.

В рамках Года экологии объявленного в Российской Федерации и Республике Башкортостан, ансамбль подготовил творческий проект «Таинственное мерцание озера Культубан». При ансамбле работает детская подготовительная группа".

Ежегодно ансамбль пополняет свой репертуар новыми постановками. В настоящее время ведется интенсивная творческая подготовка к вечеру памяти 100-летия со дня рождения заслуженного деятеля искусств, балетмейстера Х. Ф. Мустаева.

ИВАНОВ КОНСТАНТИН АНАТОЛЬЕВИЧ

Йошкар-Ола

Заслуженный артист России, Художественный руководитель Марийского государственного театра оперы и балета имени Эрика Сапаева

Родился в Йошкар-Оле в 1973 году. С 1984 по 1992 год учился в Московском хореографическом училище, по окончании которого получил приглашение во все ведущие театры страны, включая Большой.

Первое выступление на сцене Большого театра состоялось 3 сентября 1992 года в четырех парах мазурки в балете «Лебединое озеро» (хореография Ю. Н. Григоровича). Вскоре К. Иванов получает приглашение Ю. Н. Григоровича танцевать в труппе «Григорович-балет» при Большом театре.

На сцене Большого исполнил ведущие сольные партии: Альберта в «Жизели», Жана де Бриена в «Раймонде», Зигфрида в «Лебедином озере» в паре с известными балеринами: Ульяной Лопаткиной, Светланой Захаровой, Надеждой Грачевой, Галиной Степаненко, Аллой Михальченко, Ниной Семизоровой. Его педагоги — прославленные танцовщики, народный артист СССР Б. Акимов, народный артист ССС В. Никонов, народный артист СССР М. Лавровский, заслуженный артист России В. Барыкин.

В 1998 году был удостоен звания лауреата открытого конкурса артистов балета России «Арабеск» в Перми (I премия); вместе с кореянкой Бэ Джу Юн получил Приз Екатерины Максимовой и Владимира Васильева «За лучший дуэт».

Константин Иванов стал первым исполнителем партии Павла Первого в балете «Русский Гамлет» в постановке Б. Эйфмана, премьера которого состоялась 25 февраля 2000 года. Эта роль стала одной из самых знаковых, повлиявших на состояние его сценического бытия.

В 1995 году К. Иванов организует в Йошкар-Оле фестиваль «Рождественские вечера» с участием звезд мирового балета; в 1999 году открывает в Марийском республиканском колледже культуры и искусств им. И. С. Палантая отделение «Хореографическое искусство», выпускники которого впоследствии становятся победителями и лауреатами самых престижных международных конкурсов артистов балета.

В 2001 году назначается Художественным руководителем Марийского государственного театра оперы и балета имени Э. Сапаева, став самым молодым художественным руководителем в истории музыкального театра страны. В репертуаре театра представлена вся мировая балетная классика. Иванов-хореограф ярко проявляется в постановке балетов «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Эсмеральда». Важным, этапным спектаклем становится постановка национального балета «Лесная легенда» Анатолия Луппова, за которую постановочная группа получает Государственную премию Республики Марий Эл в области театрального искусства. Иванов привлекает к сотрудничеству известных балетмейстеров: Май-Эстер Мурдмаа, Тамаза Вашакидзе, Генриха Майорова, Озаки Акихико, Георгия Алексидзе. Сцена театра всегда открыта и для молодых балетмейстеров.

К. Иванов внес неоценимый вклад в развитие марийского балета, вывел театр на российский и международный уровень, доказав его состоятельность и право быть в числе лучших театров страны.

По инициативе К. Иванова в Йошкар-Оле проходят три ежегодных фестиваля: «Зимние вечера», «В честь великой русской балерины Галины Улановой» и фестиваль спектаклей под открытым небом «Летние сезоны».

В 2006 году Константин Иванов удостаивается приза журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Рыцарь танца».

В октябре 2017 года награжден медалью ордена «За заслуги перед Марий Эл».

СЕРГЕЙ БОБРОВ

Красноярск

Заслуженный артист России

Художественный руководитель Красноярского государственного театра оперы и балета

В 1981 году окончил Московское хореографическое училище и сразу был принят в балетную труппу Большого театра. Танцевал главные и сольные партии в классических и современных балетах, среди которых: Конферансье, Ротбарт («Золотой век» и «Лебединое озеро», хореография и постановка Юрия Григоровича), Бирбанто («Корсар»), Ганс («Жизель»), Принц Лимон («Чиполлино»), Тореадор («Дон Кихот»), Сальери, Дон Хуан («Моцарт и Сальери» и «Любовью за любовь», хореография Веры Боккадоро), Орест («Электра») и др.

В 1993 году окончил балетмейстерский факультет Московского института хореографии (руководитель курса — народный артист СССР Юрий Григорович). Среди ранних постановок балетмейстера — «Электра» (1992, совместно с А. Меланьиным, труппа «Григорович-балет»), «Антигона» (1995), «Инфанта и шут» (1996, Сан-Франциско, Международный фестиваль, посвященный 50-летию ООН), многочисленные хореографические миниатюры.

В Красноярском театре оперы и балета выпустил балеты «Царь-рыба» (мировая премьера, 1999), «КонТУРданс» (2000), «Дочь Эдипа» (2000), «Щелкунчик» (2001), «Кармен» (2002), «Лебединое озеро» (2002), «Дон Кихот» и «Спящая красавица» (2003), «Баядерка» (2004), «Ромео и Джульетта» (2005), «Жизель» (2006), «Золушка» (2007), «Инфанта и шут» (2008), «Весна священная» (2010), «Гусарская баллада» (2011), «Электра» (2012), «Лебединое озеро» (новая сценическая редакция, 2014).

Также среди режиссерских работ — сценические версии опер М. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина» (2007), перформанс-феерия «Lumen Magicus» (2008), опера «Пиковая дама» П. И. Чайковского (2009), опера-балет «Кармен» (2013). Автор новой сценической редакции спектакля Б. А. Покровского «Садко» (2012) и др. Поставил балеты «Электра» и «Антигона» в Софийской национальной опере (2013).

Организатор и художественный руководитель международных форумов «Балет XXI век», которые проходят в Красноярске с 2010 года. Инициатор ежегодного Международного оперного фестиваля «Парад звезд в Оперном» (Красноярск); организатор балетной части Международного музыкального фестиваля «Варненское лето».

Неоднократно гастролировал со своими спектаклями в Великобритании, США, Японии, ОАЭ, на Кипре, на Тайване, в странах Латинской Америки. Труппа Красноярского театра оперы и балета стала первым балетным коллективом, который в 2016 году выступили на сцене открывшегося театра Dubai Opera (ОАЭ).

АТАБИЕВ ИГОРЬ КИЛИШБИЕВИЧ

Нальчик

Народный артист Кабардино-Балкарской республики, Директор и Художественный руководитель ГААТ «Кабардинка»

В 1980 году окончил Кабардино-Балкарское культурно-просветительное училище. Начал работу в качестве артиста балета государственного ансамбля танца «Кабардинка». В 1993 году окончил Российскую Академию театрального искусства по специальности «Искусство хореографии».

И. К. Атабиев, будучи блистательным танцором, с первых дней становится ведущим солистом ансамбля. Его постановки в равной степени сочетают традиции и новаторство, бережное сохранение классики и ее современное прочтение.

В 1999 году становится Художественным руководителем Государственного академического ансамбля танца «Кабардинка». Совмещает работу в ансамбле танца с преподавательской деятельностью в Северо-Кавказском государственном институте искусств, где является доцентом кафедры хореографии, преподает дисциплину «Искусство балетмейстера».

Под руководством Атабиева Ансамбль побывал с гастролями практически во всех уголках земного шара: Польша, Чехословакия, Иордания, Словения, Япония, Китай, Испания, США, Турция, Сирия, Алжир, ОАЭ и др.

И. К. Атабиева приглашают для работы в жюри конкурсов молодых артистов и творческих коллективов, проходивших в Сочи, Краснодаре, Москве. Он является автором многих статей об искусстве хореографии в российских журналах.

В 2015 году присвоено почетное звание «Заслуженный артист Республики Адыгея» и «Заслуженный артист Республики СО-Алания».

Творчество И. К. Атабиева отмечено золотой медалью «Дружба народов — единство России»; золотой медалью «За высшие достижения в профессиональной деятельности и общественное признание»; золотым Орденом с присвоением почетного звания Кавалер Международного золотого ордена «Рыцарь чести» и мн. др. Награжден премией Правительства РФ в области культуры за творческие и профессиональные достижения.

Имеет почетные звания: «Заслуженный деятель искусств» Республики Ингушетия и Чеченской Республики; «Заслуженный артист» Кабардино-Балкарской АССР и Республики Абхазия.

АПАНАЕВА ГЮЗЕЛЬ МАХМУДОВНА

Москва

Народная артистка России, Директор и Художественный руководитель Школы-студии при ГААНТ им. И. Моисеева

Родилась в Москве. В 1966 году окончила Московское академическое хореографическое училище при Большом театре и была принята в труппу Государственного академического ансамбля народного танца СССР. Через год (1967) по приглашению И. А. Моисеева начала работать в труппе созданного им концертного хореографического ансамбля «Молодой балет». Работала с такими выдающимися хореографами, как И. Моисеев, К. Голейзовский, А. Мессерер, С. Мессерер, которые осуществляли свои постановки в труппе «Молодой балет».

Первым партнером Г. Апанаевой в постановках «Молодого балета» был Александр Годунов, впоследствии ставший всемирно известным танцовщиком. С 1972 по 2000 годы — работа в Государственном академическом ансамбле народного танца под руководством И. А. Моисеева. Вместе с коллективом выступила более чем в 40 странах мира.

Актерская индивидуальность Г. М. Апанаевой столь ярко проявилась на сцене, что И. А. Моисеев многие танцы ставил именно на нее. Среди них: «На катке», «Добрый охотник», «Ночь на Лысой горе», «Спартак».

В 1995 году, продолжая танцевать в ансамбле, окончила балетмейстерский факультет Российской академии театрального искусства (ГИТИС им. Луначарского).

В 2000 году Г. М. Апанаева была назначена директором Школы-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца; в настоящее совмещает руководство этим уникальным учебным заведением с педагогической деятельностью; проводит мастер-классы.

В течение многих лет является председателем жюри различных хореографических конкурсов, среди них Международный конкурс хореографических коллективов «Петербургская метелица»; Международный конкурса солистов классического и народного танца «Весенний дивертисмент-2009» и др. Неоднократно являлась председателем Государственной аттестационной комиссии в Башкирском хореографическом колледже им. Нуреева и Казанском хореографическом училище.

Выпускники Апанаевой работают в Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева, а также в других профессиональных труппах нашей страны и за рубежом.

УСАНОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Москва

заслуженный деятель искусств России, генеральный директор Международной федерации балетных конкурсов

Окончил с отличием Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского и исполнительскую аспирантуру. После завершения учебы занимался исполнительской и педагогической деятельностью.

С 1971 по 1976 гг. преподавал в Национальном институте музыки Алжира. По возвращении в Москву занимался подготовкой Культурной программы XXII Олимпийских Игр 1980 года в качестве Заместителя генерального директора Центральной дирекции Культурной программы «Олимпиада-80» Министерства культуры СССР. За работу по подготовке и проведению Культурной программы Олимпийских Игр был удостоен медали «За трудовую доблесть» и «Почетного знака» Оргкомитета Олимпийских Игр.

С 1981 по 1987 гг. возглавлял Управление всесоюзных и международных конкурсов Госконцерта СССР. С 1981 года занимается Подготовкой и проведением Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве.

В 1987 году был приглашен во вновь создаваемое Всесоюзное музыкальное общество Заместителем председателя Центрального правления. Позже ВМО было трансформировано в Международный союз музыкальных деятелей, где С. Усанов проработал в качестве Первого вице-президента до 1997 года.

В 1996 году создал Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ) и был его первым Президентом до 1999 года.

С 1998 по 2002 гг. работал директором Центральной средней специальной музыкальной школы (ЦМШ) при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

В 1998 году был избран Первым вице-президентом Международного союза деятелей хореографии.

В настоящее время является генеральным директором Международной Федерации балетных конкурсов.

С. Усанов был членом жюри многих международных и национальных музыкальных и балетных конкурсов в СССР, России и за рубежом.

Заслуженный деятель культуры Польской Республики, лауреат Премии «Душа танца».