Утвержден примерный репертуар по характерному танцу, рекомендованный к исполнению на конкурсе

Экспертным советом Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов по специальности «Характерный и народно-сценический танец» утвержден примерный репертуар по характерному танцу, рекомендованный к исполнению на конкурсе. Помимо часто исполняющихся в музыкальном театре номеров характерного танца, таких как Цыганский танец из балета «Дон Кихот» или знаменитая «Русская», конкурсантам предлагается освоить материал, в который вошли такие легендарные постановки, как «Качуча» на андалусскую народную музыку в хореографии Фани Эльслер, «Героический этюд» на музыку А.Скрябина в постановке К. Голейзовского, Танец со змеей Михаила Фокина и многое другое. Полный список предлагаемого репертуара можно найти в разделе «Условия» на сайте http://www.balletcontest.ru

Начался прием заявок на участие во Все­рос­сий­ском кон­курсе ар­ти­стов ба­ле­та и хо­рео­гра­фов

Начался прием заявок на участие во Всероссийском конкурсе артистов балета и хореографов по двум номинациям “Характерный танец” в музыкальном театре и “Народносценический танец” в концертном исполнении. В конкурсе могут принимать участие граждане Российской Федерации, имеющие профессиональное хореографическое образование, либо обучающиеся в хореографических учебных заведениях. Конкурс проводится по двум возрастным категориям: младшей (возраст исполнителей с 14 до 19 лет на момент начала конкурса) и старшей (с 19 до 30 лет на момент начала конкурса). Заявки принимаются до 1 ноября 2014 года. Форму заявки, а также подробные условия участия можно найти в меню сайта конкурса.

В 2014 году конкурс состоится по специальности «Характерный и народно-сценический танец»

В Москве, с 22 по 27 ноября 2014 года состоится Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов по специальности «Характерный и народно-сценический танец». В жюри Конкура вошли авторитетные российские хореографы, ведущие солисты русского и мирового балета, педагоги, руководители театров, видные деятели хореографии. Художественное руководство конкурса взял на себя выдающийся хореограф Большого театра Юрий Григорович. Конкурс пройдет в два тура на сцене Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н. Сац.

Подведение итогов

С 10 по 17 ноября 2013 года в Москве проходил Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов.

В Конкурсе приняли участие 27 хореографов, представившие разные хореографические учебные заведения страны, среди которых три ведущих – Московская государственная академия хореографии, Академия русского балета им. А. Я. Вагановой, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, а также театры.

В первом туре конкурсанты показали сольные номера в свободном танцевальном жанре. По итогам первого тура было принято решение допустить всех участников во второй этап состязаний, в котором, по условиям Конкурса, они представили танцевальные дуэты в классическом и неоклассическом жанрах.

Между вторым и третьим турами (15 ноября) в рамках Конкурса состоялся круглый стол. Это мероприятие объединило членов жюри и гостей форума для обсуждения самых проблемных вопросов хореографии на современном этапе. В круглом столе приняли участие: руководители и преподаватели ВУЗов; директора театров оперы и балета; сами конкурсанты, а также специалисты в области хореографии – балетные критики и искусствоведы. На состоявшемся собрании были затронуты важные темы: вопросы терминологии в хореографии XX-XXI вв.; подготовка молодых кадров в ВУЗах страны; возможность защиты дипломов молодых хореографов, заканчивающих учебные заведения, на базе театров; создание гильдии хореографов России, защищающей интересы этой профессии.

К третьему туру Конкурса было допущено 15 хореографов. Финальный этап состязаний предполагал показ одноактных постановок и хореографических композиций, исполнителями которых были несколько артистов балета (до пяти человек). Многие из молодых хореографов-участников во всех трёх турах танцевали сами.

По результатам третьего тура авторитетное жюри присудило следующие премии:

Первую премию, золотую медаль, звание лауреата и 300 000 рублей Князьковой Елене (Москва); Вторую премию, серебряную медаль, звание лауреата и 250 000 рублей Мадан Нине (Москва); Третью премию, бронзовую медаль, звание лауреата и 150 000 рублей Антипову Дмитрию (Воронеж).

Остальные награды Конкурса распределились следующим образом. Диплом, звание дипломанта и денежную премию (75 000 рублей) получили: Арбузова Вера(Санкт-Петербург), Могилев Александр (Москва), Пичкалева Евгения (Краснодар).

Специальный приз фонда «Искусство танца» за глубину прочтения темы и оригинальность композиции получил Павел Глухов.

Специальных премий (от 20 до 30 тыс. рублей) за исполнительское мастерство удостоилисьПодшиваленко МаксимОкунев ПавелБеломысов СергейТитов ИванЗайцева ЕкатеринаПегарев ВячеславМаркова АннаМузыка ЕленаНикулина АннаКудрина СветланаВетров МихаилМануковский ВадимКаганер Денис.

17 ноября в 18.00 состоялось Торжественное закрытие и Гала-концерт лауреатов Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов.

Инициатором учреждения Конкурса выступил выдающийся хореограф современности, народный артист СССР Юрий Николаевич Григорович. По словам мэтра отечественной хореографии, Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов состоялся и прошел на хорошем уровне. Григорович пожелал дальнейших творческих успехов всем молодым хореографам, принявшем участие в этом ответственном состязании.

Круглый стол: Проблемы деятельности хореографов России

В рамках Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов 15 ноября в Московском государственном академическом детском музыкальном театре им. Н. И. Сац (в зале «Палех») состоялся Круглый стол. В нём приняли участие члены жюри и гости Конкурса, руководство и преподаватели ВУЗов, готовящих хореографов; руководители театров оперы и балета; сами конкурсанты, а также специалистов в области хореографии – балетные критики и искусствоведы. В состоявшемся собрании видных деятелей современного хореографического искусства на обсуждение были вынесены самые разные проблемы деятельности хореографов в России.

В начале обсуждения был очерчен круг вопросов, волнующих каждого профессионала в этой области:

  1. Вопросы терминологии в хореографии XX-XXI вв.

  2. Подготовка кадров хореографов в ВУЗах страны.

  3. Возможность защиты дипломов молодых хореографов, заканчивающих учебные заведения, на базе театров.

  4. Вопросы организации дальнейшего процесса профессиональной деятельности хореографов.

В обсуждении этих вопросов приняли активное участие: Главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская (она же вела «круглый стол»), доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ Виктор Ванслов; балетмейстер, народная артистка СССР Габриэла Комлева; Главный балетмейстер Воронежского театра оперы и балета, заслуженный работник культуры России Андрей Меланьин; Главный балетмейстер Астраханского театра оперы и балета Константин Уральский, профессор, заслуженный деятель искусств России Генрих Майоров; генеральный директор Международной федерации балетных конкурсов, Ответственный секретарь жюри Конкурса, профессор, заслуженный деятель искусств России Сергей Усанов, театральный критик, педагог и балетовед Аркадий Соколов-Каминский, директор Красноярского хореографического колледжа Аркадий Зинов, профессор, заслуженный деятель искусств РФ Александр Полубенцев, Директор балетной труппы Ростовского театра Сергей Горбатов, Художественный руководитель Новосибирского хореографического колледжа Александр Шепелев и другие.

По мнению, В. Уральской, «Сейчас наступает такой момент, когда теоретическая неопределенность начинает влиять на практику. Связано это с тем, что прошедший XX век довольно бурно развивал разные направления в хореографии. Все они не могли не влиять на классический балетный танец, который является открытой системой и впитывает в себя все пластические искусства, а также открытия в области театра.

В. Ванслов, предпочитает термин «свободная пластика». Далее искусствовед продолжает: «… но свободная от чего?.. Нельзя думать, что свободная – от содержания, от чувств, от мыслей и образов, больших идей. Термин «свободная пластика» подразумевает свободу от каких бы то ни было канонов, в том смысле, что без них может быть любое движение человеческого тела использовано для выражения внутреннего состояния, образа, мыслей и т.д.». Ванслов определяет критерии подлинного произведения хореографического искусства: «Перед моими глазами прошло огромное количество различных спектаклей, балетов, концертных номеров и представлений. В этой массе бывает очень трудно выделить произведения, которые можно было бы назвать произведениями подлинного искусства. Критерии подлинного искусства это: содержательность, мысль, или даже просто настроение, внутреннее состояние. И, конечно же, пластическая изобретательность. Ведь развитие связано с развитием формы искусства…». Ванслов задаёт вопрос, сказали ли молодые хореографы что-то новое на современном этапе?.. Он считает, что пока нет: «Есть отдельные номера, обозначающие новые пути. В целом, ещё не обрисовалось новое направление в современном хореографическом искусстве».

В. Уральская поднимает серьёзные темы: «Хореография рождается человеком, который носит имя хореограф… Хореограф – «сочинитель», «композитор» танца. Он должен работать с материалом, который представляет собой артист… Статус хореографа, защита его интересов, возможность его функционирования в театрах страны». По всем этим острым вопросам В. Уральская предложила высказать своё мнение практикам – руководителям балетных трупп театров, директорам хореографических учебных заведений, педагогам-репетиторам.

Жеребьевка участников

Состоялась жеребьевка участников конкурса. На протяжении всех конкурсных дней хореографы будут представлять свои работы на суд жюри в следующем порядке:

1 Зырянова Варвара Челябинск
2 Бородицкий Денис Москва
3 Глухов Павел Москва
4 Журавлева Александра Санкт-Петербург
5 Мадан Нина Москва
6 Батраков Алексей Саранск
7 Антипов Дмитрий Воронеж
8 Пичкалева Евгения Краснодар
9 Князькова Елена Москва
10 Куликова Анна Москва
11 Смирнов Сергей Санкт-Петербург
12 Семенова Екатерина Москва
13 Уварова Екатерина Санкт-Петербург
14 Кафанова Мария Новосибирск
15 Зубкова Агата Санкт-Петербург
16 Дорофеев Антон Санкт-Петербург
17 Базарон Петр Бурятия
18 Григорьева Юлия Санкт-Петербург
19 Воронина Александра Москва
20 Бондаренко Жанна Санкт-Петербург
21 Китаева Ольга Санкт-Петербург
22 Арбузова Вера Санкт-Петербург
23 Чернова Виктория Москва
24 Яблокова Анастасия Санкт-Петербург
25 Бакурская Марина Санкт-Петербург
26 Кремнева Марина Пермь
27 Могилев Александр   Москва

Открытие Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов

10 ноября в Московском государственном академическом детском музыкальном театре им. Н.И. Сац открылся Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов. 27 хореографов со всей страны зарегистрировались для участия в конкурсе. В рамках открытия для гостей и участников конкурса был показан балет детского музыкального театра Н.И. Сац «Шерлок Холмс».

Всероссийский конкурс хореографов будет проходить в три тура. 11 ноября в 19:00 состоятся просмотры участников I тура (сольные номера). 13 и 16 ноября пройдут соответственно II и III туры Конкурса. Вход на просмотры свободный. Торжественное закрытие и Гала-концерт лауреатов состоится 17 ноября в 18.00. Билеты на Гала-концерт можно приобрести в кассах театра.

Состоялась пресс-конференция, посвященная открытию конкурса

8 ноября (пятница) в 15:00 в ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная открытию Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов.

О программе и участниках Конкурса рассказалиХудожественный руководитель и председатель жюри конкурса, народный артист СССР Юрий Григорович; Директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Софья Апфельбаум; Ответственный секретарь жюри Конкурса, директор Международной организации балетных конкурсов Сергей Усанов, Художественный руководитель Московского областного государственного театра «Русский балет», народный артист СССР Вячеслав Гордеев,  Художественный руководитель театра «Кремлёвский балет», народный артист России Андрей Петров.

Пресс-конференцию открыл инициатор Конкурса, его идейный вдохновитель Юрий Григорович:

«Я чрезвычайно рад, что у нас появился Конкурс хореографов, ведь хореографы у нас всегда были как бы приложением к Конкурсу артистов балета. Главными действующими лицами были исполнители, а хореографы шли вторым планом. Сейчас мы сделали отдельный конкурс, обособились. Хочу подчеркнуть, что у нас в стране – это Первый конкурс хореографов.

Мы все прекрасно знаем, как связаны артист балета и хореограф, иногда какой-нибудь номер, неудачно поставленный балетмейстером, может «поправить» исполнитель и – наоборот. На этом Конкурсе будет всё сосредоточено на хореографии. Это очень трудно, т.к. в жюри у нас – 12 человек высочайших профессионалов и 30 человек – хореографов-участников. И всё это – разные взгляды, разные точки зрения! Искусство хореографии развивается во времени, поэтому мы не требуем представить все те средства выразительности, которые присущи классической хореографии. Также мы не настаиваем на классической музыке. Родилось много современных школ, совершенно отличных от классической хореографии. Поэтому мы надеемся, что каждый участник нас чем-то удивит, представит свой взгляд на это искусство; покажет то, чем он живёт, как он видит мир… Мы хотим дать конкурсантам, молодым хореографам большую свободу, но это потребует и особого пристального внимания жюри, справедливости судейства».

Важность появления в России Конкурса такого уровня и масштаба подчеркнула Софья Апфельбаум. Участники пресс-конференции обсуждали проблемы современного балетного искусства, а также вопросы, касающиеся положения дел в балетных труппах российских театров, работы молодых хореографов.