На­род­ный ар­тист СССР, Герой Со­ци­а­ли­сти­че­ско­го Труда, ла­у­ре­ат Ле­нин­ской пре­мии, двух Го­су­дар­ствен­ных пре­мий СССР, хо­рео­граф Боль­шо­го те­ат­ра

Юрий Гри­го­ро­вич ро­дил­ся 2 ян­ва­ря 1927 г. в Ле­нин­гра­де. В 1946 г. окон­чил Ле­нин­град­ское хо­рео­гра­фи­че­ское учи­ли­ще (ныне Санкт-Пе­тер­бург­ская ака­де­мия рус­ско­го ба­ле­та имени А. Я. Ва­га­но­вой), где за­ни­мал­ся под ру­ко­вод­ством пе­да­го­гов Б. Шав­ро­ва и А. Пи­са­ре­ва, и был при­нят в ба­лет­ную труп­пу Ле­нин­град­ско­го го­су­дар­ствен­но­го ака­де­ми­че­ско­го те­ат­ра оперы и ба­ле­та имени С. М.Ки­ро­ва (ныне Ма­ри­ин­ский), со­ли­стом ко­то­рой оста­вал­ся до 1961 г. Со­чи­нять танцы начал еще в юно­ше­ском воз­расте в ба­лет­ной сту­дии зна­ме­ни­то­го ле­нин­град­ско­го Двор­ца куль­ту­ры им. А. М. Горь­ко­го.

Пер­вые по­ста­нов­ки в те­ат­ре им. Ки­ро­ва — «Ка­мен­ный цве­ток» (1957) и «Ле­ген­да о любви» (1961) – имели оглу­ши­тель­ный успех и сыг­ра­ли ре­ша­ю­щую роль в жизни хо­рео­гра­фа.

С 1961 по 1964 г. он — ба­лет­мей­стер в те­ат­ре имени Ки­ро­ва. В 1964 г. ста­но­вит­ся глав­ным ба­лет­мей­сте­ром Боль­шо­го те­ат­ра. Вре­мен­но его по­ки­да­ет в 1995 году и вновь воз­вра­ща­ет­ся в 2008 году. За время ра­бо­ты в Боль­шом те­ат­ре СССР (позд­нее Рос­сии) Гри­го­ро­вич явил миру целую пле­я­ду вы­да­ю­щих­ся ис­пол­ни­те­лей, став­ших укра­ше­ни­ем ми­ро­во­го ба­ле­та: М. Пли­сец­кая, Н. Бес­смерт­но­ва, Е. Мак­си­мо­ва, Л. Се­ме­ня­ка, Н. Пав­ло­ва, Н. Ар­хи­по­ва, Н. Се­ми­зо­ро­ва, М. Лав­ров­ский, В. Ва­си­льев, Ю. Вла­ди­ми­ров, М. Лиепа, В. Гор­де­ев, А. Го­ду­нов, Н. Цис­ка­рид­зе и др. В 1996 г. стал ос­но­ва­те­лем те­ат­ра ба­ле­та в Крас­но­да­ре (ныне ба­лет­ная труп­па «Гри­го­ро­вич-ба­лет» Крас­но­дар­ско­го Му­зы­каль­но­го те­ат­ра ТО «Пре­мье­ра»); по на­сто­я­щее время яв­ля­ет­ся её ху­до­же­ствен­ным ру­ко­во­ди­те­лем.

Гри­го­ро­вич пе­ре­нес на сцену Боль­шо­го те­ат­ра (в новых ре­дак­ци­ях) свои ба­ле­ты: «Ка­мен­ный цве­ток» С. Про­ко­фье­ва (1959); «Ле­ген­да о любви» А. Ме­ли­ко­ва (1965); «Ромео и Джу­льет­та» С. Про­ко­фье­ва (1979), ми­ро­вая пре­мье­ра ко­то­ро­го со­сто­я­лась в Па­риж­ской на­ци­о­наль­ной опере (1978).

В Боль­шом те­ат­ре по­ста­вил ори­ги­наль­ные спек­так­ли «Щел­кун­чик» (1966), «Спар­так» (1968); «Иван Гроз­ный» (1975), «Ан­га­ра», «Зо­ло­той век» (1982), а также со­здал свои ре­дак­ции ба­лет­ной клас­си­ки - «Спя­щая кра­са­ви­ца» (1963, 1973);«Ле­бе­ди­ное озеро» (1969, 2001); «Рай­мон­да» (1984, 2003); «Жи­зель» (1987); «Ба­я­дер­ка» (1991); «Кор­сар» (1994); «Дон Кихот» (1994).

В 1974-1988 гг. был про­фес­со­ром ба­лет­мей­стер­ско­го от­де­ле­ния Ле­нин­град­ской го­су­дар­ствен­ной кон­сер­ва­то­рии имени Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва. С 1988 г. за­ве­ду­ет ка­фед­рой хо­рео­гра­фии в Мос­ков­ской го­су­дар­ствен­ной ака­де­мии хо­рео­гра­фии.

Яв­ля­ет­ся чле­ном Вен­ско­го му­зы­каль­но­го об­ще­ства и Укра­ин­ской Ака­де­мии танца. В 1975-85 гг. был пре­зи­ден­том ос­но­ван­но­го им же Ко­ми­те­та танца Меж­ду­на­род­но­го ин­сти­ту­та те­ат­ра при ЮНЕ­СКО. С 1989 г. — пре­зи­дент Ас­со­ци­а­ции де­я­те­лей хо­рео­гра­фии. В 1990 г. стал пре­зи­ден­том фонда «Рус­ский балет». С 1992 г. — пре­зи­дент про­грам­мы «Benоis de la danse» (под па­тро­на­том ЮНЕ­СКО).

С 1973 года яв­ля­ет­ся бес­смен­ным пред­се­да­те­лем жюри Меж­ду­на­род­но­го кон­кур­са ар­ти­стов ба­ле­та и хо­рео­гра­фов в Москве, а также пред­се­да­те­лем жюри мно­гих меж­ду­на­род­ных кон­кур­сов – Меж­ду­на­род­но­го кон­кур­са ба­ле­та имени Сержа Ли­фа­ря в Киеве и До­нец­ке, Меж­ду­на­род­но­го юно­ше­ско­го кон­кур­са клас­си­че­ско­го танца «Фуэте Ар­те­ка», Меж­ду­на­род­но­го кон­кур­са Юрия Гри­го­ро­ви­ча «Мо­ло­дой балет мира» в Сочи. Воз­глав­лял жюри кон­кур­сов в Бол­га­рии (Варна), Фин­лян­дии, США, Швей­ца­рии, Япо­нии, Южной Корее, Китае, Ав­стрии, Тур­ции, Ита­лии. В 2006 году из­бран Пре­зи­ден­том Меж­ду­на­род­ной Фе­де­ра­ции ба­лет­ных кон­кур­сов.

Твор­че­ству Юрия Гри­го­ро­ви­ча по­свя­ще­ны филь­мы «Ба­лет­мей­стер Юрий Гри­го­ро­вич» (1970), «Жизнь в танце» (1978), «Балет от пер­во­го лица» (1986).

В 2017 году Юрий Ни­ко­ла­е­вич Гри­го­ро­вич от­ме­тил свой 90-лет­ний юби­лей.

В две­на­дца­тый раз он воз­гла­вил жюри Меж­ду­на­род­но­го кон­кур­са ар­ти­стов ба­ле­та и хо­рео­гра­фов, ко­то­рый с успе­хом про­шел на Ис­то­ри­че­ской сцене Боль­шо­го те­ат­ра Рос­сии с 11 до 20 июня.