Новости

Круглый стол: Проблемы деятельности хореографов России

16 ноября 2013 г.

В рамках Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов 15 ноября в Московском государственном академическом детском музыкальном театре им. Н. И. Сац (в зале «Палех») состоялся Круглый стол. В нём приняли участие члены жюри и гости Конкурса, руководство и преподаватели ВУЗов, готовящих хореографов; руководители театров оперы и балета; сами конкурсанты, а также специалистов в области хореографии – балетные критики и искусствоведы. В состоявшемся собрании видных деятелей современного хореографического искусства на обсуждение были вынесены самые разные проблемы деятельности хореографов в России.

В начале обсуждения был очерчен круг вопросов, волнующих каждого профессионала в этой области:

  1. Вопросы терминологии в хореографии XX-XXI вв.

  2. Подготовка кадров хореографов в ВУЗах страны.

  3. Возможность защиты дипломов молодых хореографов, заканчивающих учебные заведения, на базе театров.

  4. Вопросы организации дальнейшего процесса профессиональной деятельности хореографов.

В обсуждении этих вопросов приняли активное участие: Главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская (она же вела «круглый стол»), доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ Виктор Ванслов; балетмейстер, народная артистка СССР Габриэла Комлева; Главный балетмейстер Воронежского театра оперы и балета, заслуженный работник культуры России Андрей Меланьин; Главный балетмейстер Астраханского театра оперы и балета Константин Уральский, профессор, заслуженный деятель искусств России Генрих Майоров; генеральный директор Международной федерации балетных конкурсов, Ответственный секретарь жюри Конкурса, профессор, заслуженный деятель искусств России Сергей Усанов, театральный критик, педагог и балетовед Аркадий Соколов-Каминский, директор Красноярского хореографического колледжа Аркадий Зинов, профессор, заслуженный деятель искусств РФ Александр Полубенцев, Директор балетной труппы Ростовского театра Сергей Горбатов, Художественный руководитель Новосибирского хореографического колледжа Александр Шепелев и другие.

По мнению, В. Уральской, «Сейчас наступает такой момент, когда теоретическая неопределенность начинает влиять на практику. Связано это с тем, что прошедший XX век довольно бурно развивал разные направления в хореографии. Все они не могли не влиять на классический балетный танец, который является открытой системой и впитывает в себя все пластические искусства, а также открытия в области театра.

В. Ванслов, предпочитает термин «свободная пластика». Далее искусствовед продолжает: «… но свободная от чего?.. Нельзя думать, что свободная – от содержания, от чувств, от мыслей и образов, больших идей. Термин «свободная пластика» подразумевает свободу от каких бы то ни было канонов, в том смысле, что без них может быть любое движение человеческого тела использовано для выражения внутреннего состояния, образа, мыслей и т.д.». Ванслов определяет критерии подлинного произведения хореографического искусства: «Перед моими глазами прошло огромное количество различных спектаклей, балетов, концертных номеров и представлений. В этой массе бывает очень трудно выделить произведения, которые можно было бы назвать произведениями подлинного искусства. Критерии подлинного искусства это: содержательность, мысль, или даже просто настроение, внутреннее состояние. И, конечно же, пластическая изобретательность. Ведь развитие связано с развитием формы искусства…». Ванслов задаёт вопрос, сказали ли молодые хореографы что-то новое на современном этапе?.. Он считает, что пока нет: «Есть отдельные номера, обозначающие новые пути. В целом, ещё не обрисовалось новое направление в современном хореографическом искусстве».

В. Уральская поднимает серьёзные темы: «Хореография рождается человеком, который носит имя хореограф… Хореограф – «сочинитель», «композитор» танца. Он должен работать с материалом, который представляет собой артист… Статус хореографа, защита его интересов, возможность его функционирования в театрах страны». По всем этим острым вопросам В. Уральская предложила высказать своё мнение практикам – руководителям балетных трупп театров, директорам хореографических учебных заведений, педагогам-репетиторам.

Смотреть далее